Перейти на главную   
  helloworld.ru - документация и книги по программированию  
helloworld.ru - документация и книги по программированию
    главная     хостинг    
Поиск по сайту:  
Смотрите также
Языки программирования
C#
MS Visual C++
Borland C++
C++ Builder
Visual Basic
Quick Basic
Turbo Pascal
Delphi
JavaScript
Java
PHP
Perl
Assembler
AutoLisp
Fortran
Python
1C

Интернет-технологии
HTML
VRML
HTTP
CGI
FTP
Proxy
DNS
протоколы TCP/IP
Apache

Web-дизайн
HTML
Дизайн
VRML
PhotoShop
Cookie
CGI
SSI
CSS
ASP
PHP
Perl

Программирование игр
DirectDraw
DirectSound
Direct3D
OpenGL
3D-графика
Графика под DOS

Алгоритмы
Численные методы
Обработка данных

Сис. программирование
Драйверы

Базы данных
MySQL
SQL

Другое

Хостинг


Друзья
demaker.ru
Реклама

Лучший хостинг. Аренда серверов




helloworld.ru

Виртуальные функции

Очередная модификация базового класса приводит к неожиданным последствиям. Эта модификация состоит в изменении спецификатора функции-члена базового класса. Мы (впервые!) используем спецификатор virtual в объявлении функции. Функции, объявленные со спецификатором virtual, называются виртуальными функциями. Введение виртуальных функций в объявление базового класса (всего лишь один спецификатор) имеет столь значительные последствия для методологии объектно-ориентированного программирования, что мы лишний раз приведём модифицированное объявление класса A:

class A
{
 public:
 virtual int Fun1(int);
};

Один дополнительный спецификатор в объявлении функции и больше никаких (пока никаких) изменений в объявлениях производных классов. Как всегда, очень простая функция main(). В ней мы определяем указатель на объект базового класса, настраиваем его на объект производного типа, после чего по указателю мы вызываем функцию Fun1():

void main ()
{
 A *pObj;
 A MyA;
 AB MyAB;
 pObj = &MyA;
 pObj->Fun1(1);
 AC MyAC;
 pObj = &MyAC;
 pObj->Fun1(1);
}

Если бы не спецификатор virtual, результат выполнения выражения вызова

pObj->Fun1(1);

был бы очевиден: как известно, выбор функции определяется типом указателя.

Однако спецификатор virtual меняет всё дело. Теперь выбор функции определяется типом объекта, на который настраивается указатель базового класса. Если в производном классе объявляется нестатическая функция, у которой имя, тип возвращаемого значения и список параметров совпадают с аналогичными характеристиками виртуальной функции базового класса, то в результате выполнения выражения вызова вызывается функция-член производного класса.

Сразу надо заметить, что возможность вызова функции-члена производного класса по указателю на базовый класс не означает, что появилась возможность наблюдения за объектом "сверху вниз" из указателя на объект базового класса. Невиртуальные функции-члены и данные по-прежнему недоступны. И в этом можно очень легко убедиться. Для этого достаточно попробовать сделать то, что мы уже однажды проделали - вызвать неизвестную в базовом классе функцию-член производного класса:

//pObj->Fun2(2);
//pObj->AC::Fun1(2);

Результат отрицательный. Указатель, как и раньше, настроен лишь на базовый фрагмент объекта производного класса. И всё же вызов функций производного класса возможен. Когда-то, в разделах, посвящённых описанию конструкторов, нами был рассмотрен перечень регламентных действий, которые выполняются конструктором в ходе преобразования выделенного фрагмента памяти в объект класса. Среди этих мероприятий упоминалась инициализация таблиц виртуальных функций.

Наличие этих самых таблиц виртуальных функций можно попытаться обнаружить с помощью операции sizeof. Конечно, здесь всё зависит от конкретной реализации, но, по крайней мере, в версии Borland C++ объект-представитель класса, содержащего объявления виртуальных функций, занимает больше памяти, нежели объект аналогичного класса, в котором те же самые функции объявлены без спецификатора virtual.

cout << "Размеры объекта: " << sizeof(MyAC) << "…" << endl;

Так что объект производного класса приобретает дополнительный элемент - указатель на таблицу виртуальных функций. Схему такого объекта можно представить следующим образом (указатель на таблицу мы обозначим идентификатором vptr, таблицу виртуальных функций - идентификатором vtbl):

MyAC::=
vptr
A
AC

vtbl::=
&AC::Fun1

На нашей новой схеме объекта указатель на таблицу (массив из одного элемента) виртуальных функций не случайно отделён от фрагмента объекта, представляющего базовый класс лишь пунктирной линией. Он находится в поле зрения этого фрагмента объекта. Благодаря доступности этого указателя оператор вызова виртуальной функции Fun1

pObj->Fun1(1);

можно представить следующим образом:

(*(pObj->vptr[0])) (pObj,1);

Здесь только на первый взгляд всё запутано и непонятно. На самом деле, в этом операторе нет ни одного не известного нам выражения.

Здесь буквально сказано следующее:

ВЫЗВАТЬ ФУНКЦИЮ, РАСПОЛОЖЕННУЮ ПО НУЛЕВОМУ ИНДЕКСУ ТАБЛИЦЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ vtbl (в этой таблице у нас всего один элемент), АДРЕС НАЧАЛА КОТОРОЙ МОЖНО НАЙТИ ПО УКАЗАТЕЛЮ vptr.

В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ЭТОТ УКАЗАТЕЛЬ ДОСТУПЕН ПО УКАЗАТЕЛЮ pObj, НАСТРОЕННОМУ НА ОБЪЕКТ MyAC. ФУНКЦИИ ПЕРЕДАЁТСЯ ДВА (!) ПАРАМЕТРА, ПЕРВЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ АДРЕСОМ ОБЪЕКТА MyAC (значение для this указателя!), ВТОРОЙ - ЦЕЛОЧИСЛЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ, РАВНЫМ 1.

Вызов функции-члена базового класса обеспечивается посредством квалифицированного имени.

pObj->A::Fun1(1);

В этом операторе мы отказываемся от услуг таблицы виртуальных функций. При этом мы сообщаем транслятору о намерении вызвать функцию-член базового класса. Механизм поддержки виртуальных функций строг и очень жёстко регламентирован. Указатель на таблицу виртуальных функций обязательно включается в самый "верхний" базовый фрагмент объекта производного класса. В таблицу указателей включаются адреса функций-членов фрагмента самого "нижнего" уровня, содержащего объявления этой функции.

Мы в очередной раз модифицируем объявление классов A, AB и объявляем новый класс ABC.

Модификация классов A и AB сводится к объявлению в них новых функций-членов:

class A
{
public:
 virtual int Fun1(int key);
 virtual int Fun2(int key);
};
:::::
int A::Fun2(int key)
{
 cout << " Fun2( " << key << " ) from A " << endl;
 return 0;
}
class AB: public A
{
public:
int Fun1(int key);
int Fun2(int key);
};
:::::
int AB::Fun2(int key)
{
 cout << " Fun2( " << key << " ) from AB " << endl;
 return 0;
}
Класс ABC является производным от класса AB:
class ABC: public AB
{
public:
int Fun1(int key);
};
int ABC::Fun1(int key)
{
 cout << " Fun1( " << key << " ) from ABC " << endl;
 return 0;
}

В этот класс входит объявление функции-члена Fun1, которая объявляется в косвенном базовом классе A как виртуальная функция. Кроме того, этот класс наследует от непосредственной базы функцию-член Fun2. Эта функция также объявляется в базовом классе A как виртуальная. Мы объявляем объект-представитель класса ABC:

ABC MyABC;

Его схему можно представить следующим образом:

MyABC::=
vptr
A
AB
ABC

vtbl::=
&AB::Fun2
&ABC::Fun1

Таблица виртуальных функций сейчас содержит два элемента. Мы настраиваем указатель на объект базового класса на объект MyABC, затем вызываем функции-члены:

pObj = &MyABC;
pObj->Fun1(1);
pObj->Fun2(2);

В этом случае невозможно вызвать функцию-член AB::Fun1(), поскольку её адрес не содержится в списке виртуальных функций, а с верхнего уровня объекта MyABC, на который настроен указатель pObj, она просто не видна. Таблица виртуальных функций строится конструктором в момент создания объекта соответствующего объекта. Безусловно, транслятор обеспечивает соответствующее кодирование конструктора. Но транслятор не в состоянии определить содержание таблицы виртуальных функций для конкретного объекта. Это задача времени исполнения. Пока таблица виртуальных функций не будет построена для конкретного объекта, соответствующая функция-член производного класса не сможет быть вызвана. В этом легко убедиться, после очередной модификации объявления классов.

Программа невелика, поэтому имеет смысл привести её текст полностью. Не следует обольщаться по поводу операции доступа к компонентам класса ::. Обсуждение связанных с этой операцией проблем ещё впереди.

#include <iostream.h>
class A
{
public:
virtual int Fun1(int key);
};
int A::Fun1(int key)
{
 cout << " Fun1( " << key << " ) from A." << endl;
 return 0;
}
class AB: public A
{
public:
AB() {Fun1(125);};
int Fun2(int key);
};
int AB::Fun2(int key)
{
 Fun1(key * 5);
 cout << " Fun2( " << key << " ) from AB." << endl;
 return 0;
}
class ABC: public AB
{
public:
int Fun1(int key);
};
int ABC::Fun1(int key)
{
 cout << " Fun1( " << key << " ) from ABC." << endl;
 return 0;
}
void main ()
{
 ABC MyABC; // Вызывается A::Fun1().
 MyABC.Fun1(1);        // Вызывается ABC::Fun1().
 MyABC.Fun2(1);        // Вызываются AB::Fun2() и ABC::Fun1().
 MyABC.A::Fun1(1);     // Вызывается A::Fun1().
 A *pObj = &MyABC;     // Определяем и настраиваем указатель.
 cout << "==========" << endl;
 pObj->Fun1(2);         // Вызывается ABC::Fun1().
 //pObj->Fun2(2); // Эта функция через указатель недоступна !!!
 pObj->A::Fun1(2);      // Вызывается A::Fun1().
}

Теперь в момент создания объекта MyABC

ABC MyABC;

из конструктора класса AB (а он вызывается раньше конструктора класса ABC), будет вызвана функция A::Fun1(). Эта функция является членом класса A. Объект MyABC ещё до конца не сформирован, таблица виртуальных функций ещё не заполнена, о существовании функции ABC::Fun1() ещё ничего не известно. После того, как объект MyABC будет окончательно сформирован, таблица виртуальных функций заполнится, а указатель pObj будет настроен на объект MyABC, вызов функции A::Fun1() через указатель pObj будет возможен лишь с использованием полного квалифицированного имени этой функции:

pObj->Fun1(1);    // Это вызов функции ABC::Fun1()!
pObj->A::Fun1(1); // Очевидно, что это вызов функции A::Fun1()!

Заметим, что вызов функции-члена Fun1 непосредственно из объекта MyABC приводит к аналогичному результату:

MyABC.Fun1(1);    // Вызов функции ABC::Fun1().

А попытка вызова невиртуальной функции AB::Fun2() через указатель на объект базового класса заканчивается неудачей. В таблице виртуальных функций адреса этой функции нет, а с верхнего уровня объекта "посмотреть вниз" невозможно.

//pObj->Fun2(2); // Так нельзя!

Результат выполнения этой программки наглядно демонстрирует специфику использования виртуальных функций. Всего несколько строк…

Fun1(125) from A.
Fun1(1) from ABC.
Fun1(5) from ABC.
Fun2(1) from AB.
Fun1(1) from A.
==========
Fun1(2) from ABC.
Fun1(2) from A.

Один и тот же указатель в ходе выполнения программы может настраиваться на объекты-представители различных производных классов. В результате в буквальном смысле одно и то выражение вызова функции-члена обеспечивает выполнение совершенно разных функций. Впервые мы сталкиваемся с так называемым ПОЗДНИМ или ОТЛОЖЕННЫМ СВЯЗЫВАНИЕМ.

Заметим, что спецификация virtual относится только к функциям. Виртуальных данных-членов не существует. Это означает, что не существует возможности обратиться к данным-членам объекта производного класса по указателю на объект базового класса, настроенному на объект производного класса.

С другой стороны, очевидно, что если можно вызвать замещающую функцию, то непосредственно "через" эту функцию открывается доступ ко всем функциям и данным-членам членам производного класса и далее "снизу-вверх" ко всем неприватным функциям и данным-членам непосредственных и косвенных базовых классов. При этом из функции становятся доступны все неприватные данные и функции базовых классов.

И ещё один маленький пример, демонстрирующий изменение поведение объекта-представителя производного класса после того, как одна из функция базового класса становится виртуальной.

#include <iostream.h>
class A
{
 public:
 void funA () {xFun();};
 /*virtual*/void xFun () {cout <<"this is void A::xFun();"<< endl;};
};
class B: public A
{
 public:
 void xFun () {cout <<"this is void B::xFun ();"<<endl;};
};
void main()
{
 B objB;
 objB.funA();
}

В начале спецификатор virtual а определении функции A::xFun() закомментирован. Процесс выполнения программы состоит в определении объекта-представителя objB производного класса B и вызова для этого объекта функции-члена funA(). Эта функция наследуется из базового класса, она одна и очевидно, что её идентификация не вызывает у транслятора никаких проблем. Эта функция принадлежит базовому классу, а это означает, что в момент её вызова, управление передаётся "на верхний уровень" объекта objB. На этом же уровне располагается одна из функций с именем xFun(), и именно этой функции передаётся управление в ходе выполнения выражения вызова в теле функции funA(). Мало того, из функции funA() просто невозможно вызвать другую одноименную функцию. В момент разбора структуры класса A транслятор вообще не имеет никакого представления о структуре класса B. Функция xFun() - член класса B оказывается недостижима из функции funA().

Но если раскомментировать спецификатор virtual в определении функции A::xFun(), между двумя одноименными функциями установится отношение замещения, а порождение объекта objB будет сопровождаться созданием таблицы виртуальных функций, в соответствии с которой будет вызываться замещающая функция член класса B. Теперь для вызова замещаемой функции необходимо использовать её квалифицированное имя:

void A::funA ()
 {
     xFun();
  A::xFun();
 }

[ Назад | Оглавление | Далее ]









helloworld.ru © 2001-2021
Все права защищены