|
Смотрите также
|
Алгоритмический язык Pascal
|
|
Условные операторы
Оператор выбора CASE
Оператор служит для выбора одного из помеченных
вариантов действия (операторов), в зависимости от значения "параметра". Оператор
имеет вид:
Case "параметр" Of
"список помеченных операторов"
Else "оператор"
End;
Здесь "параметр" - выражение или переменная порядкового типа.
Из "списка помеченных операторов" выполняется оператор
с меткой, включающей значение "параметра", иначе оператор после слова Else.
Конструкция Else "оператор" может отсутствовать.
Напомним, что "оператор" может иметь вид: Begin "операторы" end;
Пример операторов для
определения порядка целого числа N от 0 до 999:
case N of
0..9 : writeln('однозначное');
10..99 : writeln('двузначное');
100..999 : writeln('трехзначное')
else writeln('Число "N" не входит в указанный диапазон')
end;
Приведем пример программы случайного предсказания
одного из десяти вариантов ближайшего будущего с вероятностью 1/20, в остальных
случаях - вы "неудачник".
PROGRAM FUTURE;
var N : word;
BEGIN
writeln('ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО');
Randomize;
N:=Random(20)+1; { N - случайное число от 1 до 20 }
writeln; write('Вас ожидает ');
case N of
1 : writeln('счастье');
2 : writeln('пятерка');
3 : writeln('дорога');
4 : writeln('двойка');
5 : writeln('болезнь');
6 : writeln('здоровье');
7 : writeln('деньги');
8 : writeln('любовь');
9 : writeln('встреча');
10 : writeln('дети')
else writeln('неудача')
end;
writeln('Нажми Enter');
readln;
END.
Здесь функция Random(x) генерирует случайное число, с равномерной
плотностью распределения на заданном интервале. Для инициализации распределения
в начале программы необходимо вызвать процедуру Randomize.
Условный оператор IF
Условный оператор включает в себя операторы, которые
выполняются или не выполняются в зависимости от записанного в операторе
условия. Оператор имеет вид:
IF "условие" Then "оператор1" Else "оператор2";
где "условие" - выражение логического типа;
"оператор1" выполняется, если условие верно ( True ),
"оператор2" выполняется, если условие не верно ( False ).
Например, вычисление квадратного корня из числа "a"
проводится при условии a>=0, операторами:
IF a>=0 Then b := Sqrt(a)
Else
begin
WriteLn('a<0');
Readln;
Halt
end;
Оператор Halt прекращает
выполнение программы.
Схема
выполнения условного оператора имеет вид:
В условном операторе может отсутствовать блок Else оператор2; т. е. условный оператор может иметь
вид:
IF "условие" Then "опертор1";
например: IFa<0 Then a:= abs(a);
Приведем пример программы определения весовой категории
в зависимости от веса спортсмена.
PROGRAM VES; { определение весовой категории спортсмена }
Условная схема программы
CONST A1='легкая категория';
A2='средняя категория';
A3='тяжелая категория';
A4='сверхтяжелая категория';
var
V : integer;
BEGIN
Write('введите вес спортсмена V = '); ReadLn(v);
if V<62 then WriteLn(A1) {вложенный условный оператор }
else if V<75 then WriteLn(A2)
else if V<88 then WriteLn(A3)
else WriteLn(A4)
writeln('Нажмите Enter');
readln;
END.
Для разложения целого числа на цифры удобно применять
операции: MOD и DIV. Например, если дано трехзначное число "N" ( "N"
соответствует "X1X2X3" ), то цифры: X1X2X3, составляющие это число определяются
блоком операторов:
X3:= N mod 10;
N:= N div 10;
X2:= N mod 10;
N:= N div 10;
X1:= N;
Если требуется определить, делится ли вещественное
число "A" нацело на число "B", то можно применять функции Frac(x); и Int(x);
например:
x := A/B;
if Frac(x) = 0 then writeln('Число "A" делится нацело на число "B"');
if Int(x) = x then writeln('Число "A" делится нацело на число "B"');
Условный оператор может применяться для идентификации
(распознавания) объекта по определенным признакам составляющих его элементов.
Например, если объектом является треугольник, то элементами объекта могут быть:
1) три его угла (a, b, c); 2) три его стороны (a1, b1, c1); и т. д.
Признаками являются значения элементов по которым
производится идентификация, например, для углов: 1) один угол > 90 - (один
признак); 2) три угла < 90 - (три признака); и т. д.
В результате идентификации объект получает имя.
Например, треугольник - остроугольный, либо тупоугольный и т. д.
Если идентификация проводится по одному признаку для
нескольких элементов, то несколько условий связываются служебным словом "or",
например:
If (a > 90) or (b > 90) or (c > 90) then writeln ( 'Треугольник - тупоугольный' );
Если идентификация проводится по нескольким признакам,
число которых равно числу элементов, то несколько условий связываются служебным
словом "and", например:
If (a < 90) and (b < 90) and (c < 90) then
writeln('Треугольник - остроугольный');
Если имя объекта составное, то добавляются признаки для
идентификации второй части имени и применяются вложенные условные операторы,
например, для равнобедренного треугольника:
If (a < 90)and (b < 90) and(c < 90) then
If (a=b) or (b=c) or (a=c) then
writeln('Треугольник - остроугольный и равнобедренный')
else writeln('Треугольник - остроугольный');
Напомним, что условный оператор можно применять для
контроля правильности вводимых данных, например:
If (a+b+c)<>180 then
begin
writeln('Суммауглов <> 180');
Halt
end;
Если для идентификации объекта достаточно меньшего
числа признаков, чем число элементов, то условия, связанные "and" группируются,
а группы соединяются служебным словом "or". Например, четырехугольник имеет
элементами четыре стороны ( a, b, c, d ), а его имя устанавливается по двум
признакам (равенство двух пар сторон), тогда можно использовать операторы:
If ((a=b) and (c=d)) or ((a=c) and (b=d)) or ((a=d) and (b=c)) then
writeln('Параллелограмм');
|
|
|